Государственное учреждение образования
«Гомельский областной институт развития образования»
Факультет повышения квалификации и переподготовки руководящих
работников и специалистов образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСНОВ ЭКОНОМИИ И БЕРЕЖЛИВОСТИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 18
ПРИЛОЖЕНИЯ 20
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества проблема экономического образования имеет первостепенное значение, т.к. происходит активное становление рыночного механизма хозяйствования, что требует от каждого из нас особых качеств, экономической культуры, правильного поведения в социуме.
Познание экономических представлений для ребенка дошкольного возраста непросто, ведь первоначальное знакомство детей с экономикой начинается в семье и на улице задолго до овладения теоретическими понятиями. Поэтому необходима правильная организация данного вопроса, чтобы ребенок с раннего возраста раскрыл окружающий мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.
Мои наблюдения за воспитанниками показали, что у них недостаточно сформированы элементарные представления об экономике. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что они не проявляют интереса к экономии воды, света, у них возникают трудности в придумывании сюжета в играх «Семья», «Детское кафе», «Туристическое агенство» и других.
Знакомство с основами экономической культуры в дошкольном возрасте ведет в дальнейшем к правильному миропониманию, способствует приобретению навыков ориентирования в экономических явлениях, формированию социально активной личности, адекватному поведению в обществе, а также развивает такие качества, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность. Необходимо детям не только дать определенную сумму знаний и представлений, но и сформировать деловые качества личности, что обеспечит преемственность в обучении между дошкольным образованием и 1 ступенью общего среднего образования» [1, с.4].
Вследствие этого возникла необходимость подбора таких форм работы, чтобы детям было интересно и познавательно, одновременно имело высокую эффективность в формировании представлений об экономии и бережливости.
«Экономика – это взаимодействие человека с природой, с окружающей его средой в интересах обеспечения жизненного пространства, существования и развития человека и человеческого общества» [2, с.6]. Экономическое воспитание детей дошкольного возраста не только приближает ребенка к реальной жизни, но и способствует приобретению навыков разумного потребления природных богатств, экономному использованию воды, света, тепла.
Цель работы - определение наиболее эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников в разных видах деятельности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ экономии и бережливости.
- Создать необходимые условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования экономических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
- Определить эффективные формы работы с воспитанниками по данному направлению.
- Проанализировать результативность и оценить эффективность использования разных видов деятельности для формирования основ экономики и бережливости у детей старшего дошкольного возраста.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В классической педагогике идея экономического образования рассматривалась в общей системе содержания образования, начиная с дошкольного возраста. В трудах Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное отношение к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудиться, овладение практическими навыками.
В педагогической системе А.С.Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин» [3, с.12].
Известный педагог В.А.Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей, раскрыв своеобразную методику воспитания по данному вопросу. Он считал, что труд – это воспитательная сила, особенно если ребенку удается что-то создать самому.
Актуальность и необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.)
Вопросы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста широко освещены в современной белорусской методической литературе. В пособии Е.Н.Табих «Дошкольникам об экономике» подобран доступный познавательный материал, предложены игровые задания с опорой на личный опыт детей.
В методическом пособии «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазыриной рассматриваются проблемы экономического воспитания детей в учреждениях дошкольного образования, а также раскрываются вопросы методики и организации занятий по экономическому воспитанию в дошкольном учреждении.
Пособие Бычковской Е.Г. «Любимые сказки на новый лад» содержит перспективное планирование по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-художественной деятельности, практический материал по организации работы с воспитанниками по блокам «Человек и его потребности», «Работник, труд, продукт», «Потребитель, реклама», «Деньги. Обмен. Торговля».
Чабаненко Л.Л. в методическом пособии «Наше богатство в наших руках» предлагает использовать метод проекта для ознакомления детей с основами ресурсо- и энергосбережения. «Одним из основных направлений в работе в области ресурсосбережения является деятельность по переработке вторичного сырья. В данном издании представлен один из образовательных проектов «Отходы в доходы», который реализуется через систему подготовки и осуществления детских проектов «Бумага», «Упаковка», «Пластик», «Лоскуток» [4, с.4].
Определив научные подходы и методы формирования основ экономии и бережливости у детей дошкольного возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению, изучив опыт педагогов-практиков, составила оптимальный алгоритм деятельности.
Большое внимание было уделено созданию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе, т.к. это является необходимым фактором экономического образования детей дошкольного возраста.
В центре познавательной практической деятельности имеется разнообразный развивающий материал (ребусы, кроссворды, загадки), иллюстративный материал для ознакомления детей с понятиями «свет», «тепло», «вода», «экономия», «бережливость», картотека опытов и экспериментов по теме «Вода», «Бумага», «Воздух», «Электричество», оборудована мини-лаборатория для проведения специально организованной и нерегламентированных видов деятельности.
Игровой центр представлен рядом игр с дидактической направленностью и вариативными заданиями по закреплению вышеназванных понятий («Кем быть?», «Рынок», «Обмен», «Семейный бюджет», «Придумай рекламу», «Живое – неживое», «Путешествие денежки», «Маленькие покупки», «Круговорот воды в природе», «Хорошо-плохо», «Береги все, что нас окружает», «Что из чего изготовлено»).
Обновлены сюжетно-ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Туристическое бюро», «Рекламное агентство», «Детское кафе», «Творческая мастерская», пополнены новыми современными атрибутами.
В уголке книги размещены книги, альбомы, журналы с доступной информацией по сбережению света, тепла и воды («Путешествие Гномика в страну экономика», «Дошкольникам об экономике», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С.Я.Маршак «Кошкин дом», Э.Успенский «Трое из Простоквашино», Х.К.Андерсен «Дюймовочка», К.Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», Д.Меньшикова «Мишка-бизмесмен» и др).
С целью выработки у воспитанников навыка энергосбережения в группе периодически вывешиваются плакаты, рисунки, рекламные вывески, постоянно напоминающие детям о необходимости вовремя закрывать краны, выключать свет и т.д.
Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет ежедневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые представления и применяют на практике уже полученные. Следует также сказать о ежедневных «минутках бережливости», включаемые в различные режимные моменты.
Слово «экономия» в переводе с греческого значит – «закон дома», понимается как управление хозяйством, т.е. это закон расчетливого, бережливого ведения хозяйства дома.
В толковом словаре бережливость определена как моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности [5].
«Бережливость – это не только черта характера человека, но и манера его поведения и способ отношения к жизненным ценностям. Надо научиться самому и научить детей бережно, экономно относиться к теплу, газу, воде, своему жилью, природным ресурсам» [6].
Воспитание бережливости - это воспитание у каждого жителя страны чувства ответственности, стимулирования экономии и бережливости, как в своей жизни, так и в масштабах Республики.
Поэтому основной задачей педагогов сделать образовательный процесс таким, чтобы ребенок, путешествуя по миру экономики, приобрел доступные ему знания и понятия, представления, понял, какое она место занимает в окружающей его действительности, где и когда человек соприкасается с ней, умел видеть в окружающем мире экономические проблемы и решать их.
В соответствие с учебной программой дошкольного образования, начиная со средней группы в образовательной области «Ребенок и общество» представлен компонент «Основы экономической культуры», в котором стоят задачи по формированию экономических представлений, применения способов бережливого отношения к ресурсам и экономного их расходования [1, с.214].
Согласно учебного плана 2 раза в неделю в старшей группе проводятся занятия по образовательной области «Ребенок и общество» [7]. В ГУО «ДЦРР г.Мозыря» один раз в месяц проводится занятие по основам экономической культуры.
Примерное содержание экономического воспитания отражено в следующих темах: «Моя семья» (семейная экономика), «Мир денег» (деньги, цена), «Мой город» (производство полезных товаров), «Мир товаров» (основы маркетинга – рекламы), «Моя страна» (ресурсы). Осваивая эти темы, дети старшего дошкольного возраста знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим их миром вещей, людей, природы на региональном компоненте. Занятия по формированию основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность [8].
Эффективной формой взаимодействия педагога с детьми считаю комплексно-тематическое занятие, которое проводиться в виде занятий-путешествий, занятий-викторин, занятий-игр, занятий-сказок, занятий-экскурсий, занятий-развлечений, занятий-конкурсов, занятий-соревнований. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по образовательной области «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения». Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В специально организованной деятельности (в играх-занятиях) «Бюджет семьи», «Сберагательный банк», «Доходы и расходы» решаются задачи по формированию представлений о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) в семье и группе (Приложение 1).
Усвоение воспитанниками представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности (взаимодополняемости), постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения).
Нельзя подвести ребенка к элементарному пониманию государственной значимости сбережения света, тепла и воды, если он не знаком с первичным понятием «экономика» на уровне своей семьи. Ребенок должен знать, что семейный бюджет складывается из заработной платы родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендии старшего брата или сестры и является частью всей экономики города, страны. Усвоение детьми таких представлений идет в познавательной практической деятельности, а также закрепляется в игре, общении, художественной и трудовой деятельности (Приложение 2).
Коллективная познавательная деятельность помогает раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. Реализация задач осуществляется через такие виды познавательно-практической деятельности, как экскурсии и целевые прогулки; наблюдения и рассматривание; решение проблемных ситуаций и задач; задания и поручения; коллекционирование; моделирование; опыты и исследования; проекты.
Использование игровой деятельности наиболее эффективно для усвоения и закрепления детьми сложных экономических понятий, формирования экономической культуры, воспитания положительного взаимоотношения в детском коллективе. Проводя работу в данном направлении, у воспитанников развиваем коммуникативные способности, тактичность, сдержанность, эмпатию через включение их в игры-драматизации, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Кто что производит», «Можно-нельзя», «Вершки и корешки», «Цветочный магазин», «Геометрическое лото», «Скажи наоборот», «Кто подберет больше слов?», «Садовник», словесные игры «Что бы я сделал, если бы был богатым?», «Как бы я поступил, чтобы людям жилось лучше?», «Как бы я помогал бедным, больным людям?, а также через музыкально-дидактические, компьютерные и подвижные игры. Предлагаем детям поиграть в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Школа», «Фирма», «Агроусадьба», «Завод» и т.д. Воспитанники берут на себя различные роли, воссоздают реальную обстановку, рассказывают об источниках своих доходов, а педагог через включение проблемных вопросов: «Не привезли сырье, нет работы…», «Отключена электроэнергия», «Отключена горячая вода», «Не работает телефон» и т.д., - обращает внимание на то, что основным источником жизни является труд, природа, искусство. Используя местный, краеведческий материал, показываем богатство народных традиций и ценность произведений искусства.
Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств воспитанников.
Дети, совершая различные действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность формирования и закрепления экономических представлений.
Воспитанники активно обсуждают и оперируют приобретенными знаниями по экономике и закрепляют уже сложившиеся представления об экономии и бережливости в познавательных беседах «Что мы знаем о воде?», «С товаром на рынок», «Зачем нужны деньги?», «Как хранить деньги?», «Откуда у нас в доме и детском саду вода?», «Почему нужно беречь тепло?».
В ходе работы используются интеллектуальные задания нестандартного характера (решение ребусов, кроссвордов, проблемных ситуаций «Почему заболела река?», логических задач «Что лучше: купить новую игрушку или лекарство для бабушки?»).
Эффективным средством формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска [9, с.16]. Народные сказки «Колобок», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко»», «Теремок», «Лисичка со скалочкой» были использованы для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость и т.д.
Интерес у детей вызывают авторские сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал», «Три поросенка», К.Чуковского «Муха-цокотуха», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», Ш.Перо «Кот в сапогах», В.Катаева «Дудочка и кувшинчик», каждая из которых знакомит детей с экономическими понятиями.
С помощью народного творчества (пословиц и поговорок, загадок-добавлялок) состоялось знакомство детей с экономическими категориями.
Работая над литературным произведением, воспитатель стимулирует творческий поиск через загадки-вопросы, загадки-проблемы, загадки-поиски, проблемные ситуации.
В совместной и самостоятельной изобразительной деятельности дети передают окружающий предметный и природный мир как мир материальных ценностей. В процессе продуктивных видов деятельности решаются задачи рационального использования и бережливости материальных ресурсов, приобщению детей старшего дошкольного возраста к экономической культуре, воспитанию экономного отношения к продуктам труда, личным вещам (рисование «Пусть всегда будет солнце», «Теплый дом», «Волшебная лампочка», «Ателье мод», аппликация «В теплой комнате сижу и на улицу гляжу», коллажи «Энергосбережение», «Берегите воду!, «Город будущего», лепка «Наши помощники – электроприборы», «Модная шляпка», дизайн «Волшебные превращения», «Украшения для модниц», «Реклама товара»).
Одним из необходимых условий эффективного воспитания является высокий уровень трудового воспитания детей. Труд – основа любой экономики, а также нравственного воспитания, поскольку моральные ценности должны определять экономические отношения, в том числе и рыночные. Поэтому большое внимание в группе уделяем разным видам труда (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) и формам труда (трудовые поручения и коллективный труд). Повседневная детская трудовая деятельность становится эффективным средством воспитания самостоятельности, трудолюбия, сотрудничества, взаимопомощи, ценностного отношения к труду [10, с. 5].
Одной из эффективных форм работы является проведение праздников («Праздник экономии», «Бизнесс-клуб», спортивный праздник « В школе Берегоши», «Путешествие бережливых»), досуговых игр с воспитанниками и их родителями. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. (Приложение 3). Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Воспитанникам нравятся нестандартные вопросы, веселые необычные и в тоже время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), математических задач, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», К.Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
Вопросам бережного отношения к природным ресурсам уделяется достаточное внимание в нашем учреждении. Начиная с сентября 2018 года в ГУО «ДЦРР г.Мозыря» реализуется инновационный проект по теме «Внедрение модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждения образования». Одним из направлений является формирование у детей дошкольного возраста представлений по энерго- и ресурсосбережению.
В рамках реализации проекта в группе проводятся различные формы организации по данному направлению (специально организованная деятельность, нерегламентированные виды деятельности, праздники, досуги, развлечения, акции, проекты, экскурсии и др.). Дети с удовольствием хотят быть дежурными по экономии света, воды и тепла. С этой целью придуманы и изготовлены галстуки разного цвета: голубой – экономия воды; желтый – света, оранжевый – тепла. Один раз в месяц для детей демонстрируются развивающие и мультипликационные фильмы и видеоролики по энерго-ресурсосбережению («Берегите электроэнергию», «Как сохранить тепло в доме?», «Энергосбережение со Смешариками», «Путешествие Капельки. Круговорот воды в природе», «Энергию надо экономить», «Пользуйся с умом».
Становится традицией ежегодно в учреждении проводить 31 октября День бережливости, посвященного Международному дню бережливости. В тесном взаимодействии воспитанники, работники учреждения и законные представители принимают участие в различных мероприятиях, направленных на формирование культуры бережливого отношения к природным ресурсам (Приложение 4).
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе учреждения дошкольного образования. Основная задача – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с детьми по формированию у них основ экономии и бережливости. С этой целью использованы консультации, памятки, рекомендации: «Все начинается с малого», «Азбука экономии», «Обучение детей бережливости», «Правила экономного человека», «Дети и экономика» и др. Законные представители активно привлекаются к реализации исследовательских проектов «Лучик» и «Капелька» по формированию у детей представлений по энерго-ресурсосбережению, ими придуман герб бережливой семьи (Приложение 5). В ходе проведения КВН родители становятся на одну ступеньку с детьми, поэтому даже очень застенчивые воспитанники приобретают уверенность в своих силах. Особенно запомнился КВН «Экономить мы умеем», при подготовке к которому дети вместе с родителями получили домашнее задание: показать номер художественной самодеятельности на тему «Экономить мы умеем». Команды ответственно отнеслись к выполнению этого задания: описали семейный опыт по теме «Экономия и бережливость в нашей семье», изготовили атрибуты (Приложение 3).
В целях укрепления экономической безопасности государства Президент Республики Беларусь в Директиве № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» поставил задачу принять исчерпывающие меры по экономии топливно-энергетических, водных и сырьевых ресурсов. Поэтому в учреждении проводится с сотрудниками и законными представителями информационно-разъяснительная работа по данному направлению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После определения научных основ и изучения методики формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста были:
- проанализированы имеющаяся методическая литература и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста;
- созданы необходимые условия, при которых могут развиваться экономические представления у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;
- определены эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников;
- разработан цикл занятий по теме «Экономия и бережливость», составлены конспекты мероприятий.
Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить у них интерес к экономической стороне действительности, были использованы различные формы работы. Большое внимание уделялось тому, чтобы воспитанники принимали активное участие в разных видах деятельности по развитию экономических представлений.
В результате проведенной работы у детей сформировались элементарные экономические знания и представления (называют профессии людей, их орудия труда, понимают значимость результатов труда для семьи, города; применяют основные экономические понятия (деньги, бюджет, цена и др.), устанавливают причинно-следственные связи между понятиями «труд» - «продукт» – «деньги», различают деньги по внешнему виду, по ценности, названию; бережно относятся к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых; самостоятельно экономно и с пользой расходуют воду, свет, материалы; умеют самостоятельно решать различные экономические задачи.
Использование разнообразных форм дало возможность мне проявить творчество, индивидуальность, сделать процесс познания экономики интересным и доступным для воспитанников. Комплексно-тематические занятия, общение, игры, познавательная практическая и художественная деятельность, праздники и досуговые игры - интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО. – 2019. – 479 с.
- Экономическое воспитание старших дошкольников // В.И.Жук, И.И.Шарай, И.А.Ситникова [и др.]. – Мозырь: Содействие, 2011. – 88 с.
- Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие. – 2006.– 84 с.
- Чабаненко, Л.Л. Отходы в доходы : пособие для педагогов учреждений дошк.образования /Л.Л. Чабаненко. – Минск : Зорны Верасок, 2013. – 136 с.
- Бережливость [Электронный ресурс]. Режим доступа : ru.wikipedia.org.>Бережливость.- Дата доступа: 20.01.2020
- Рой, С. И. Формирование основ бережливости у старших дошкольников, используя метод проектов в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uo.schoolnet.by/. – Дата доступа: 10.01.2020
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 №139 «Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования».
- Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности / сост. Н.А. Ковтун // – Гомель [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа : www.iro.gomel.by>images/doc/pecomend/2018-2019.- Дата доступа: 24.01.2020.
- Бычковская, Е.Г. Любимые сказки на новый лад. Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрально-художественной деятельности: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е.Г.Бычковская. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 158, [2] с.: ил. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
- Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир (от 5 до 7 лет): пособие для педагогов учреждений дош. образования с русским языком обучения /Л.К.Ладутько, С.В.Шкляр. – Минск: Национальный институт образования, 2018. – 232 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект занятия
по образовательной области «Ребенок и общество»
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Тема: «Берегите воду»
Программные задачи:
- формировать представления о роли воды в жизни растений, людей, животных;
- развивать умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать потребность в сохранении и приумножении природных богатств.
Материал и оборудование: глобус, картинки рек, озер, морей, костюмы Буратино и Капельки.
Предварительная работа: беседы о роли воды в жизни животных, растений и человека, заучивание стихотворений.
Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный (рассматривание, сравнение), словесный.
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия:
I этап – вводный (организационный)
Приветствие (фронтальная форма работы)
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Стали в круг и повернулись,
Друг мы к дружке улыбнулись,
Скажем: «Здравствуйте, друзья!»
Смотрим все мы на меня.
Отгадайте вы загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А, как наскучит ей летать,
На землю падает опять (Вода).
Сюрпризный момент: Входит Буратино.
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного процесса.
Буратино: «Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и водопроводном кране. Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает. На плите у нас кипит, паром дышит, чайником шипит. Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться. А, вот у меня она быстро заканчивается».
II этап – основной
Посмотрите, у нас на столе стоит глобус. Какие краски на глобусе? (Голубой, зеленый, белый). Что они обозначают? (Земля, вода). Какого цвета больше? Что это?
Ребята, на нашей планете 4 океана, 30 морей, множество рек и озер.
Чем отличается вода в реках от воды в океанах и морях? (В реках – вода пресная, а в морях и океанах – соленая).
- А какую воду использует человек? (Пресную)
- Для кого нужна вода? (Растениям, животным, человеку)
- Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду и т.д.)
Игровое упражнение «В чем вода».
Цель: развитие внимания, быстроты и ловкости.
Как надо беречь воду? (Закрывать кран, не открывать сильно, ремонтировать кран, когда чистим зубы, необходимо набирать воду в стакан)
Буратино: «Я все понял, но что-то я немножко устал»
Физкультминутка «Буратино»
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся.
Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать,
Всем здоровья пожелать.
Буратино: «Как воду беречь я понял, а откуда берется вода в кране?»
Сейчас наша Капелька тебе расскажет: «Я маленькая Капелька плавала в реке. Потом человек направил меня в трубу. Я бежала по ней бежала и попала в фильтр. Ведь воду из реки пить нельзя, она не очень чистая. Затем я попадаю к вам».
Видишь, Буратино, сколько нужно затратить людям, чтобы обыкновенная капелька попала к нам: сделать трубы, проложить водопровод, очистить воду в фильтрах.
А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана, и поэтому ее можно не экономить.
Буратино: «Я буду экономить, и предлагаю вам поиграть»
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Цель: развитие речи, внимания воспитанников
(Ручей – водопроводный кран – озеро – река; умывание – купание - одевание – стирка белья; снег – иней – песок – роса; льется – течет – греет – журчит).
III этап – окончание занятия
Буратино: «Что ж, ребята, мне пора, погостил у вас не зря. Много нового узнал, расскажу я все друзьям».
Рефлексия. Подведение итогов занятия.
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Наше занятие закончилось. Наше всем послание:
Воду нужно уважать: просто так не выливать.
Каждый знает: без воды невозможно в мире жить.
Капелька: «Возьмите моих друзей капелек и дорисуйте им настроение».
Список использованных источников
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – 479 с.
- Жук, В.И., Шарай, И.И., Ситникова, И.А. Экономическое воспитание старших дошкольников / В.И. Жук, И.И. Шарай, И.А. Ситникова. – Мозырь: ОДО «Образовательная компания «Содействие», 2011. – 88 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект развлечения КВН
для воспитанников старшего дошкольного возраста
Тема: «Экономить мы умеем»
Программные задачи:
- формировать элементарные представления об экономии электроэнергии, воды;
- развивать связную речь, внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к сохранению природных ресурсов.
Материал и оборудование: эмблемы для команд «Берегунчик» и «Берегоша», жетоны (деньги), картинки со старыми и современными предметами, четыре обруча, кубок.
Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание стихотворений, рассматривание предметных картинок, составление рассказа дома на тему: «Экономия в нашей семье», музыкальный номер: «Сапожок».
Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный, словесный.
Ведущий: Сегодня в клубе веселых и находчивых встречаются две команды. Встречайте: команда «Берегунчиков» и команда «Берегош».
Представляю вам жюри (воспитатели, родители, администрация).
Мы начинаем!
Приветствие.
Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.
Команда «Берегунчик»
Капитан: Мы веселые ребята,
Знаем мы как нам играть
Экономить мы умеем,
Любим лампы выключать.
Все дети: Команде Берегош
Наш пламенный привет.
С вами мы сразимся
Так просто не сдадимся!
Команда «Берегош»
Капитан: Мы команда Берегоша,
Выключаем свет всегда,
Воду тоже закрываем,
Бережем мы все, друзья!
Все дети: Команде Берегунчик
Желаем от души
На все вопросы отвечать
И нос не задирать.
Первый конкурс: «Умные вопросы»
За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Цель: развитие речи, внимание.
Вопросы: Где живет электричество? Ток? (В проводах)
Кому нужен электрический ток? (Электроприборам, чтобы горел свет)
Можно ли услышать электричество? (Нет)
Как узнать: есть ли в доме электричество? (Включить свет, телевизор)
Жюри поводит итог.
Второй конкурс: «Отгадай загадку»
Цель: развивать мыслительные операции.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это… (Электричество)
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (Электричество)
Золотая птичка
Вечером в дом влетает
Весь дом освещает? (Лампочка)
Через поле и лесок
Подается голосок,
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
То назад, то вперед
Ходит – бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявишь море. (Утюг)
Наша тетушка игла
С электричеством дружна.
Строчка в строчку,
Строчка в строчку –
Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)
Третий конкурс: «Домашнее задание»
Рассказ на тему: «Экономия в нашей семье»
Цель: развивать связную речь, память, воспитывать умение слышать друг друга.
Музыкальная пауза
Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.
Ведущий: Я буду вилкой, а вы провод,
Цепляйтесь за меня и повторяем все за мной:
По проводам шагает ток,
Потом бежит.
Тихонько прыгает, шипит,
Присядет, встанет и пойдет.
Садимся на свои места.
Жюри объявляет результаты трех конкурсов.
Четвертый конкурс: «Парные картинки»
Цель: развивать внимание, активизировать словарь.
Нужно разложить по обручам: в один – старые предметы (утюг, метла, сковорода, самовар, бигуди, печь, свеча), а в другой – современные электроприборы (электроутюг, пылесос, блинница, электрочайник, микроволновая печь, лампочка).
Пятый конкурс: «Поговорки»
Цель: развивать речь, внимание, память.
Для команды «Берегунчиков»: «Днем фонарь не нужен».
Для команды «Берегош»: «Капля мала, по капле – море».
Шестой конкурс: «Будь внимателен»
Цель: развивать речь, внимание, память.
Для команды «Берегунчиков» - нужно назвать, что может быть электрическим (чайник, ток, провод, пылесос, фен и т.д).
Для команды «Берегош» - продолжить фразу «Электрическая…» (плита, швейная машина, микроволновая печь, кофемолка).
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, для вас музыкальный номер.
Подведение итогов и вручение кубка.
Цель: анализ деятельности воспитанников.
Слово жюри.
Список использованных источников
- Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – с.335.
- Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
- Чабаненко, Л.Л. Отходы в доходы : пособие для педагогов учреждений дошк.образования /Л.Л. Чабаненко. – Минск : Зорны Верасок, 2013. – 136 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План проведения Дня бережливости
в ГУО «ДЦРР г Мозыря»
31.10.2019 г.
№ п/п |
Содержание |
Ответственный |
|
С воспитанниками |
|||
1. |
Проведение занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в средних группе с использованием компьютерной презентации «Волшебница вода» |
Воспитатели Мартинович О.А., Майорова М.Д. |
|
2. |
Проведение занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старших группах «Путешествие в страну Экономики» |
Воспитатели Шкробот Н.Н., Здрок Л.В., Бобровская М.А. |
|
3. |
Проведение КВН «Экономить мы умеем» с воспитанниками старшей группы №1 |
Воспитатель Талюк В.А. |
|
4. |
Музыкальное развлечение. Экономическая сказка «Теремок на новый лад» |
Музыкальный руководитель И.В.Чигина |
|
5. |
Выставка коллажей «Энергосбережение», «Берегите воду» |
Воспитатель-методист Погуляева Л.П.
|
|
6. |
Проведение дидактических игр с экономическим содержанием с воспитанниками средних и старших групп |
Телицына М.Н., Санкович Е.В.; Цалко Т.А., Талюк В.А., Н.Н.Мельчакова
|
|
С законными представителями |
|||
7. |
Акция «Бумажный бум» |
Заместитель директора по хозяйственной работе Демиденко Л.В. |
|
8. |
Заседание клуба «Мы – друзья природы». Тема: «Азбука Берегоши» |
Воспитатель Мельчакова Н.Н. |
|
С сотрудниками |
|||
9. |
Информационный час «Выполнение Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» |
Заместитель директора по основной деятельности Леоненко Е.А. |
|