Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гомельского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря»
СОГЛАСОВАНО Начальник отдела образования, спорта и туризма Мозырского райисполкома Л.С.Клепчукова
|
УТВЕРЖДАЮ Директор государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря» Н.А.Мойсеенко
|
|
|
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Внедрение модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования»
Сроки реализации: 2018 - 2021 годы
Руководитель учреждения образования Мойсеенко Наталья Александровна, 8 0236 242848, +375298350726, 247760, Гомельская область, Г.Мозырь, бульвар Страконицкий, 7 e-mail: dcrr32@mail.ru
|
СОГЛАСОВАНО Консультанты Кошель Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, консультант учреждения образования Тел. + 375 29 703 74 18; e-mail: nina.koshel@gmail.com
Евсеева Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Тел. +375 29 266 16 20 e-mail : evseeva@belstu.by
Воронов Алексей Вениаминович, заместитель директора «Ресурсный центр ЭкоТехно Парка – Волма» филиал учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» Тел. +375 29 190 76 16, e-mail: voronov3103@yandex.by |
Мозырь ● 2018
Информационная характеристика проекта
- Название проекта: «Внедрение модели формирования культуры обучающихся в сфере энергетики в условиях сетевого взаимодействия учреждений образования»
- Проект составили:
Мойсеенко Наталья Александровна,
директор государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря»,
Леоненко Елена Адамовна,
заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря»
- Научное сопровождение проекта:
Воронов Алексей Вениаминович, заместитель директора ЭкоТехно Парка – Волма филиала учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»,
Евсеева Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, преподаватель факультета повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»,
Кошель Нина Николаевна, консультант учреждения образования
"Республиканский институт профессионального образования"
- Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1. |
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г.Мозыря» |
2. |
ГУО «Козенский дошкольный центр развития ребенка Мозырского района» |
3. |
ГУО «Криничанская средняя школа Мозырского района» |
4. |
ГУО «Гимназия №1 г.Старые Дороги» |
5. |
ГУО «Средняя школа №1 имени В.Н. Марцинкевича г. Крупки» |
6. |
ГУО «Средняя школа № 1 г. Новолукомля» |
7. |
ГУО «Средняя школа № 13 г. Орша» |
Актуальность
(обоснование целесообразности внедрения инновационного проекта)
Проблема разумного использования энергии и ресурсов является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. Кроме того, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Первым и самым важным шагом на пути к сохранению окружающей среды является наше осознанное отношение к проблеме разумного использования энергоресурсов.
Актуальность проблемы энергоресурсосбережения
в национальном масштабе связана как с необходимостью улучшения экологии, так и с обеспечением энергетической безопасности и конкурентоспособности экономики.
Во всех развитых странах мира рациональное использование ресурсов является, как правило, приоритетным направлением государственной политики. В нашей стране острота проблемы обусловлена высокой энергоемкостью валового внутреннего продукта и дефицитом собственных ресурсов: более 80% топливно-энергетических ресурсов Беларусь получает из других стран, например, из России. Сегодня республика потребляет различные виды топливно-энергетических ресурсов. Среди местных видов топлива лидируют топливная древесина, дрова, древесные отходы. Доля энергии воды, ветра и солнца в общем объёме получаемой энергии пока незначительна. Но наше государство одним из важнейших приоритетов энергетической политики определяет развитие возобновляемой энергетики.
С уверенностью можно сказать, что наибольшую перспективу в республике имеет ветроэнергетика. Разработки белорусских учёных последних 30 лет говорят о том, что в республике есть порядка 300 тыс. точек, где можно поставить ветроагрегаты различной мощности, конструкции и предназначения. Также сегодня любые источники воды могут работать на гидроэнергетику. Несколько сложнее обстоят дела с солнечными электрическими батареями: внедрение солнечных вольтайков пока является недешевым удовольствием. Проще с солнечными коллекторами для нагрева воды. Они все увереннее занимают свое место в системе жилищного и промышленного строительства.
Многие забывают о геотермальной энергии. В Беларуси уже созданы первые образцы тепловых насосов, которые используют реальную энергию земли, усиливают её и потом доводят до того состояния, которое необходимо для нагрева воды, обогрева помещений.
Активно развивается биогазовая энергетика. С огромным потенциалом животноводства и масштабной переработкой сельхозпродукции в нашей стране, с внедрением новых технологий по переработке отходов нефтехимии этот вектор имеет большую перспективу.
Развитие возобновляемой энергетики в Беларуси начиналось с использования энергии воды. До 60-70-х годов прошлого столетия в стране действовало по разным данным от 150 до 200 гидроэлектростанций. Правда, со временем они пришли в негодность, и к моменту развала СССР осталось всего 4 действующих ГЭС. В настоящий момент в Беларуси эксплуатируется 46 ГЭС суммарной мощностью 33,1 МВт. Кстати, максимальная мощность всех водотоков в Республике Беларусь, по оценке специалистов, составляет 850 МВт. Суммарный энергетический потенциал, если его сравнивать с потребностями республики, конечно, незначительный. Но это местный источник, не требующий средств для закупки топлива. Поэтому рентабельность при выработке такой энергии будет высокой, да и экологическая безопасность, безусловно, обеспечивается.
Проблема энергоресурсосбережения обозначена и в Мозырском районе, чётко прослеживается увеличение потребление тепловой энергии и электроэнергии за январь 2018 год по сравнению с показателями январь 2017 года.
Отпуск тепловой энергии, Гкал
Наименование |
2017 год январь |
2018 год январь |
Разница, перерасход |
ГУО «ДЦРР г.Мозыря» |
106,8 |
105,5 |
-1,3 |
Все учреждения образования, спорта и туризма Мозырского района |
6887 |
6209 |
-678 |
Потребление электроэнергии, кВт/час
Наименование |
2017 год январь |
2018 год январь |
Разница, перерасход |
ГУО «ДЦРР г.Мозыря» |
4042 |
4093 |
51 |
Все учреждения образования, спорта и туризма Мозырского района |
393244 |
396170 |
2926 |
В целях внедрения и распространения инноваций в сфере энерго- и ресурсосбережения в Мозырском эколого-культурном центре установлена фотоэлектрическая станция — так называемые солнечные батареи. Пиковая мощность этого устройства достигает 7,2 кВт. В первую очередь центр «питается» от нее, а недостающую энергию добирает из городской сети, что позволяет существенно экономить. Подобная батарея — это, прежде всего, популяризация новых альтернативных источников энергии.
Отличительной особенностью данного проекта от уже существующих является его нацеленность на вовлечение обучающихся Мозырского района в практическую деятельность по ресурсосбережению в учреждении образования и дома; привлечение к данной проблеме широких слоев населения региона.
Пути развития энергетической безопасности нашего государства четко очерчены в Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». В ней также подчеркивается степень важности формирования экологически безопасного и энергосберегающего поведения граждан нашей страны.
В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь на период до 2020 года также уделяется особое внимание энергетической и экологической безопасности.
В ней указано, что устойчивое развитие является для нас национальным императивом: «…Идеологическая работа, вносящая в национальное сознание новые ценности, через образование и просвещение должна доносить до каждого гражданина идеи и принципы устойчивого развития. Воспитание нравственности и бережное отношение к окружающей среде должно оставаться приоритетом в деятельности средств массовой информации».
Энергоресурсобережение не только технологический процесс, но и образ жизни общества и каждого человека, вырабатывающий определенный алгоритм. Каким будет будущее нашей страны, во многом зависит от ценностных основ поведения, которые формируются у обучающихся еще в учреждении дошкольного образования.
Сегодня все более очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию энергоресурсоберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в решении проблем окружающей среды. Множество серьезных экологических проблем современного мира связано с производством и потреблением энергии и ресурсов.
Вопрос о том, как можно удовлетворить потребности человечества в энергетических услугах без чрезмерных и опасных последствий для природы, для изменения климата волнует сегодня прогрессивно мыслящих политиков, ученых, деятелей культуры и искусства, общественные организации и педагогические коллективы учреждений образования.
Правильное отношение человека к окружающему миру и экологическим проблемам, в том числе к энерго- и ресурсопотреблению должны закладываться в детстве, и главенствующую роль в этом процессе, несомненно, занимают экологическое образование и воспитание, а также формирование навыков бережного отношения к ресурсам, которыми располагает человечество.
Ведущая роль в достижении этих целей принадлежат учреждениям образования. Вносить элемент энергосбережения в образовательную сферу - насущно необходимо, так же, как и ввести в учебную программу экологический аспект, который вместе с экономическим лежит в основе формирования энергосберегающего типа мышления. Для реализации целей развития культуры энерго- и ресурсосбережения и энергоэффективности необходим переход к активным формам в обучении: от застывших знаний к живому пониманию. Именно такой подход предполагается использовать в ходе внедрения модели формирования культуры обучающихся в сфере ресурсосбережения. Выбор данного подхода обусловлен формированием нового типа социального диалога к формированию партнерских связей сотрудников учреждений образования, родителей воспитанников; школ, колледжей, ВУЗов.
Реализация инновационной деятельности предполагается посредством организации сетевого взаимодействия учреждений образования, социальных партнеров в сфере энергоресурсосбережения, сотрудничества с филиалом «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк – Волма» УО «Республиканский институт профессионального образования».
Инновационный проект направлен на развитие ключевых компетенций обучающихся и законных представителей в контексте формирования функциональной грамотности, а также естественнонаучных компетенций на основе познавательно-практической, исследовательской деятельности и социально значимых проектов в сфере энергоресурсосбережения.
Цель проекта: формирование функциональной грамотности и культуры обучающихся в сфере энергетики посредством сетевого взаимодействия учреждений образования.
Задачи проекта:
- Создать систему управления, обеспечивающую включение педагогов в процесс реализации инновационного проекта на основе принципа сетевого взаимодействия учреждений образования со всеми заинтересованными структурами и филиалом «Ресурсный центр ЭкоТехноПарк-Волма» УО РИПО.
- Разработать и реализовать систему формирования функциональной грамотности обучающихся в сфере энергетики.
- Разработать систему комплексной (методологическая, нормативная, научная, информационная, образовательная, педагогическая, экспертная и диагностическая, финансовая, посредническая) поддержки детско-взрослых инициатив, направленной на энергоресурсосбережение.
- Организовать процесс формирования, представления, трансляции педагогическим коллективом инновационного профессионального опыта.