Комплекс артикуляционной гимнастики для
постановки звуков Л Л`
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
«Пароход гудит»
Приоткрыть рот, улыбнуться и длительно произносить звук «Ы».
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.
«Охотник идёт по болоту»
Зажав широкий кончик языка передними зубами выдыхать воздух через щёки, во время выдоха указательными пальцами слегка ударять себя по щекам, в результате слышится хлюпающий звук.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки звуков Р Р`
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывать при этом язык к нёбу.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
«Барабанщик»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произносить звук «Д». Сначала звук «Д» произносить медленно, постоянно ускорять темп.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков С С`З З`Ц
«Заборчик»
Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.
«Дудочка»
Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.
Чередовать упражнения «Дудочка» - «Заборчик».
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
«Горка»
Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
«Трубочка»
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки шипящих звуков Ш Ж Щ Ч
«Заборчик»
Улыбнуться, чтобы видны были зубы, и удерживать губы в улыбке под счёт от 1 до 5 – 10.
«Дудочка»
Вытянуть губы вперёд, как буд-то мы играем на дудочке. Удерживать губы в таком положении под счёт 1 – 5 – 10.
Чередовать упражнения «Дудочка» - «Заборчик».
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
«Трубочка»
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо вперёд – назад.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 – 15 сек.
Комплекс артикуляционной гимнастики
для постановки заднеязычных звуков К КЬ Г ГЬ Х ХЬ
«Лопаточка»
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Наказать непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и прикусывать его губами, произнося ля-ля-ля, удерживать язык в свободном положении при открытом рте. Упражнение повторять на счёт 1-5-10 (зубами та-та-та).
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно: то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать при этом. Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз.
«Почистим зубы»
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка почистить нижние зубы. Делается сначала в стороны, затем снизу-вверх.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
«Горка»
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
«Катушка»
Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. проделать 15 раз.
«Кто сильнее?»
Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка лежит у нижних резцов. Зондом или шпателем отодвинуть язык назад. Ребёнок старается языком вытолкнуть зонд. При этом задняя часть языка высоко поднимается.
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Артикуляционная гимнастика
для постановки свистящих звуков
- Лопата
Широкий, мягкий язык лежит на нижней губе(прикрепляю к языку кусочек тонкой бумаги). По команде сделать вдох и подуть на язык так, чтобы бумажка улетела.
- Мостик
Выгорбите язычок и упритесь его кончиком в нижние зубы. По моей команде сделать вдох и подуете на «мостик» так, как вы только что дули на язык, чтобы сдуть бумажку.
- Заборчик
Закройте «мостик» зубами. Не сжимайте зубы, чтобы между ними осталась узкая щель. По моей команде вы опять подуете на язычок, как делали это только что.
- Ветерок по мостику
Разводим уголки губ, ставим язычок «мостиком» и упираемся им в нижние зубы, медленно сближаем зубы,
спокойно дуем на язычок: ссс...
- Песенка водички
Поставьте язык за нижние зубы «мостиком», «опустите заборчик», разведите губы в улыбку. Сейчас быстро побежим по кругу, как водичка из крана, и станете петь песенку водички: ссс...
- Насос
Помните, что звук у нашего насоса должен быть чистым. Правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку.
Покажите мне, как работает насос. С-с-с...
- Комарики
Снова правильно поставьте «мостик» за нижние зубы, разведите губы в улыбку. Помните, что комарик звенит очень звонко.
Покажите мне, как звенит комарик. З-з-з...
Артикуляционная гимнастика
для постановки шипящих звуков
- Котёнок лакает молоко
А теперь представьте, как кошечка лакает молоко.
Язычок широкий, его края загибаются «чашечкой», язычок поднимается наверх.
- Чашечка
Широко открываем рот, кладем широкий язык «лопатой» на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы.
- Горячий чай.
Представьте, как пар поднимается над чашечкой.
Давайте сделаем «чашечку» из языка, поднимем, уберем ее за верхние зубы и подуем на горячий чай: ш...
- Подвижная игра «Пузырь»
Текст игры буду произносить я, вы вместе со мной будете делать все движения, а в конце игры остановитесь, сделаете «чашечку» из языка, поднимите ее за верхние зубы и подуете вот так: ш...
Раздувайся, пузырь, Идут по кругу, держась за
руки,
Раздувайся большой, постепенно расширяют круг.
Да не лопайся! Бегут по кругу, держась за
руки.
Он летел, летел, летел, Останавливаются, сужают
круг.
За колючку задел. Делают «чашечку» из языка,
Ш-ш-ш... убирают ее за верхние зубы,
дуют в нее
- Игра «Жук»
Вы превратитесь в жуков, встанете на носочки и побежите по кругу, расставив руки в стороны, а я буду произносить текст. В конце четверостишия вы должны будете показать, как жужжит жук: ж-ж-ж, ж-ж-ж.
Над лужайкой жук кружит,
Над лужайкой жук жужжит.
Он жужжит два дня уже:
«Ж-ж-ж! Ж-ж-ж!»
Специальная артикуляционная гимнастика
для постановки шипящих звуков
- Лопата
- Вкусное варенье
- Прятки
- Чашечка
- Длинный язычок
Нужно широко открыть рот и кончиком языка постараться достать кончик носа.
- Жало
- Качели
Формирование правильного уклада звука [ш]
- Держим язычок «чашечкой» за верхними зубами,
медленно сближаем зубы, дуем в «чашечку», произнося звук [с].
В результате слышится звук [ш].
- Упражнение «Горячий чай»
Уголки губ разведите в стороны.
Сделайте язычок «чашечкой» за верхними зубами, медленно сближайте зубы, дуйте в «чашечку», произнося звук [с]. – Ш...
Постановка звука [ж]
- Сделать «чашечку», убрать ее за верхние зубы,
прижать края к зубам и подуть в нее, произнося звук [з].
Можно получить звук [ж] и от звука [ш], объяснив детям, что следует подключить голос, «сделать в горлышке шумно».
Если у детей получился звук [ж], то можно заняться автоматизацией произношения звука [ж].
Подготовка артикуляционного аппарата
к постановке звука [р]
- Грибок
Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10.
- Лошадка
Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами. (Упражнение выполняется в течение 20—30 секунд. Через каждые 10 секунд детям предлагается отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.)
- Пулемет
Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите: «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета.
- Балалайка
Широко откройте рот, поставьте язык за верхние зубы на бугорки, быстро произнесите: «д-д-д-д-д», а я буду по очереди делать вам массаж языка соской, чтобы научить кончик языка дрожать.
- Моторчик
Я дам ватную палочку каждому из вас. Вы коснетесь палочкой языка и «заведете моторчик» так, чтобы кончик язычка дрожал без вашей помощи.
- Упражнение «Моторчик»
упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется три-четыре раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро, дру на «Моторчике».
Постановка звука [р']
Для усложнения гимнастики можно предложить детям проделать непрерывно ряд движений: «жало», «маятник», «пулемет». Целесообразно все предложенные упражнения заранее проработать на индивидуальных занятиях.
- Дети делают знакомые упражнения, а затем
используется традиционный способ постановки звука [р'] в сочетании иии-ррр-иии.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [л]
- «пожевать» широкий расслабленный язык, то
убирая его в глубь рта, то высовывая обратно.
Дети выполняют упражнение 3—4раза под контролем.
- Гармошка
Попробуйте петь звук [ы], высунув широкий язык, а потом прикусите широкий кончик языка и постучите пальцами по щекам.
Дети выполняют упражнение 3—4раза.
- Шарик
Для этого нужно упереть кончик языка в верхние зубы, стараться как бы вытолкнуть их изо рта и при этом выдувать воздух в щеки, чтобы они надулись.
Дополнительные артикуляционные упражнения для коррекции горлового Р
Представленные ниже упражнения хорошо развивают мышцы мягкого неба и глотки.
Когда полезны упражнения для горла?
- Если вы произносите Р горлом и подвержены ангине и простудным заболеваниям.
- При дизартрии, когда мышцы глотки или мягкого неба ослаблены, или имеются парезы этих мышц.
- При любых нарушениях голоса.
- При заикании, когда мышцы глотки и мягкого неба находятся в спазме в момент речи.
- Так же эти упражнения, укрепляя мышечный аппарат горла, делают его менее подверженным простуде и инфекциям.
Упражнения для развития мышц глотки и мягкого неба:
- Позевать с начала с открытым, а затем и с закрытым ртом. Позевать, широко открыв рот и при этом шумно втягивая воздух.
- Произвольно покашлять. Затем высунуть язык вперед и покашлять.
- Имитировать полоскание горла, запрокинув голову назад. После прополоскать горло отваром коры дуба.
- Глотать воду маленькими глотками, делайте подряд 10-20 глотков.
- Зажать нос и надуть щеки.
- Медленно произносите звуки К, Г, Т, Д.
- Помычать с закрытым ртом, старайтесь при этом максимально поднять мышцы мягкого неба.
- Высунуть острый язык, как можно дальше вперед и удержать положение в течение 10 секунд.