Патриотическое воспитание
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
1. Организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
2. Инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
3. Наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
4. Хороводные игры, игры-имитации;
5. Чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
6. Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
7. Рассматривание семейных фотографий и др.
В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.
Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:
1. Этические беседы о городе, родной стране, мире;
2. Экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
3. Рассматривание иллюстраций об особенностях природы, разных стран;
4. Знакомство с элементами национальной культуры;
5.бсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве воспитанников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:
- по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
- составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
- рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
- язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.
Формы и методы работы по изучению государственной символики Республики Беларусь в учреждениях образования
Формирование понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним в учреждениях образования направлено на постепенное и поэтапное приобщение обучающихся к основам идеологии белорусского государства, на формирование активной гражданской позиции, чувства любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, ответственности за развитие и процветание.
Изучение государственной символики в учреждениях образования осуществляется с учетом возрастных познавательных особенностей обучающихся.
Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.
Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.
Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным в случае интеграции содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования: «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения», «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Художественная литература».
Воспитание у детей дошкольного возраста уважения к государственным символам Республики Беларусь рекомендуется осуществлять как в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), так и в нерегламентированной деятельности воспитанников.
Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием педагогического работника, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении дошкольников с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом (гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
- рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград (при встречах с ветеранами войны и труда и др.));
- привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
- объяснение воспитанникам содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием педагогического работника о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
- беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
- наблюдение во время прогулок и экскурсий за изменениями в своем населенном пункте перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений воспитанников;
- чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др.
Для эффективного ознакомления воспитанников с государственной символикой Республики Беларусь, формирования у них уважительного отношения к ней рекомендуется использовать учебные издания, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь, Национального института образования. Так, в учебно-методическом комплексе «Свет, у якім я жыву» («Мир, в котором я живу») авторов А.Л. Давидович, Е.И. Смолер представлены конспекты занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой (тема «Республика Беларусь, символы государства»).
В работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственной символикой и формированию уважительного отношения к ней главная роль отводится педагогическим работникам и родителям (законным представителей воспитанников), которые своим примером должны показывать уважительное и бережное отношение к государственным символам Республики Беларусь. Целесообразно организовать сотрудничество и взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи, включение законных представителей воспитанников в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. Формами такого взаимодействия могут быть проведение консультаций для родителей по вопросам патриотического воспитания детей в семье, совместных праздников; подготовка и размещение информационных стендов соответствующей тематики в помещениях учреждения дошкольного образования и др.
В учреждениях общего среднего образования работу по формированию у учащихся знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним целесообразно начинать с первого урока в I классе. На первом уроке первоклассники знакомятся с учебным пособием «Беларусь — наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. На с. 5 учебного пособия представлены изображения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, текст Государственного гимна Республики Беларусь. Целесообразно организовать с учащимися беседу, в ходе которой объяснить элементы государственных символов, обратить особое внимание на необходимость уважительного отношения к государственным символам, прослушать Государственный гимн Республики Беларусь, объяснить правила поведения при звучании государственного гимна. Особое внимание рекомендуется обратить на глубокий смысл слов гимна: “мірныя людзі, сэрцам адданыя, любімая маці-Радзіма і г.д.”. При рассмотрении иллюстраций на с. 6-7 учебного пособия следует обратить внимание первоклассников на использование государственных символов (на зданиях, во время спортивных соревнований, праздников, парадов и др.).
Методические рекомендации по проведению беседы с первоклассниками размещены в электронном приложении к учебному пособию «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку”. При наличии технической возможности учащиеся могут выполнить задания по теме “Дзяржаўныя сімвалы Рэспублікі Беларусь”, размещенные в электронном приложении к учебному пособию.
Большим потенциалом в формировании знаний о государственных символах Республики Беларусь и уважительного отношения к ним на I ступени общего среднего образования обладают учебные предметы «Беларуская мова», «Мая Радзіма – Беларусь».
На уроке белорусского языка при изучении темы «Сімвалы Беларусі» (I класс) целесообразно, опираясь на иллюстрации, актуализировать уже известные учащимся сведения о государственных символах Республики Беларусь; организовать беседу о роли и значении государственных символов с опорой на жизненный опыт и наблюдения учащихся (где используются государственные символы и для чего). Формированию у первоклассников эмоционально-ценностного отношения к государственным символам будет способствовать чтение/слушание сказки В. Липского “Браты”, работа с текстами и иллюстрациями на страницах учебного пособия “Беларуская мова. 1 класс”.
Перед заучиванием учащимися фрагмента (первого куплета и припева) Государственного гимна Республики Беларусь целесообразно провести с ними беседу, направленную на понимание смысла текста и отдельных слов (кого можно назвать «мірныя людзі»? что значит «сэрцам адданыя роднай зямлі»? что означают слова «шчыра сябруем», «сілы гартуем», «квітней, Беларусь»).
Для закрепления знаний учащихся о государственных символах можно организовать викторину «Дзе і калі выкарыстоўваюцца Дзяржаўныя сімвалы нашай краіны?» (на основе материала и методических рекомендаций к учебному пособию “Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь першакласніку”).
На уроках учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» в процессе изучения тем «Дзяржаўны герб нашай краіны», «Сцяг беларускай дзяржавы» необходимо организовать работу, направленную на усвоение учащимися смысла каждого элемента государственной символики Республики Беларусь. При этом можно использовать частично-поисковые методы обучения: организовать работу учащихся в группах с предметами, которые ассоциативно связаны с элементами Государственного герба Республики Беларусь (бант из красно-зеленой ленты, цветки льна и клевера, звёздочка, глобус, фотография восхода солнца); предложить группам установить ассоциативную связь с соответствующим элементом государственного герба, прочитать о нем в параграфе и рассказать о значении этого элемента.
При изучении указанных тем необходимо актуализировать уже известную учащимся информацию об уважительном отношении к государственной символике. Для организации беседы с учащимися можно использовать реальные истории героического спасения флага в годы Великой Отечественной войны, фрагменты спортивных телепередач в момент вручения спортсменам наград, звучания государственного гимна и поднятия государственного флага. Принципиально важно при этом обращать внимание учащихся на следующие аспекты: эмоциональное состояние человека в момент поднятия флага своей страны; осмысление того, что победа добыта для своей страны, а значит для своих близких, родных людей, которые каждодневным трудом укрепляют государство, делают всё для того, чтобы эти победы состоялись. Можно обсудить с учащимися гражданственность поступка белорусской спортсменки, которая покинула пьедестал, когда организаторы соревнований по ошибке включили гимн другой страны.
В соответствии с учебной программой по учебному предмету «Музыка» на учебных занятиях в I–IV классах учреждений общего среднего образования изучается «Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь» (муз. Н. Соколовского, сл. М. Климковича и В. Каризны). При проведении с учащимися беседы о гимне как одном из важнейших государственных символов, следует уделить внимание истории его создания, охарактеризовать особенности музыкальной и текстовой составляющих гимна, обратить внимание на величавую и торжественную музыку гимна; объяснить, что гимн исполняется на торжественных мероприятиях, что его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главному музыкально-поэтическому произведению страны. В IV классе учащиеся должны знать текст Государственного гимна Республики Беларусь и уметь его исполнять.
На II и III ступенях общего среднего образования учащиеся изучают вопросы, связанные с государственной символикой Республики Беларусь, на уроках истории Беларуси, обществоведения.
При изучении темы «Становление государственного суверенитета» учащиеся знакомятся с результатами проведения республиканского референдума 14 мая 1995 г., одним из вопросов которого был вопрос о государственных символах Республики Беларусь.
Принципиально важно объяснить учащимся причину вынесения этого вопроса на референдум: Верховный Совет БССР 19 сентября 1991 года в результате голосования утвердил Государственный герб «Погоня» и Государственный флаг с тремя горизонтальными полосами (бело-красно-белый), но многие жители Беларуси высказывали недовольство по поводу такой символики, потому что она применялась с согласия оккупационных властей на захваченной немецко-фашистскими войсками территории Беларуси во время Великой Отечественной войны.
На данном уроке целесообразно актуализировать знания учащихся об элементах Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, использовании государственных символов, необходимости уважительного отношения к ним. Необходимо объяснить учащимся, что надругательство над государственными символами влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Изучение исторических, политических, правовых, художественных аспектов государственных символов Республики Беларусь может являться предметом исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Для формирования у учащихся уважительного отношения к государственным символам следует активно задействовать потенциал краеведческой и туристско-экскурсионной работы, работы на базе музеев учреждений образования, встреч и бесед с людьми, пользующимися уважением окружающих (государственными и общественными деятелями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами и др.). В содержание проводимых воспитательных мероприятий рекомендуется включать вопросы, связанные с содержанием и смыслом государственных символов, их ролью и значением в жизни отдельного человека, общества.
Вопросы, связанные с государственными символами, их значением в жизни общества могут обсуждаться с учащимися на занятиях объединений по интересам (нумизматика, филателия, фалеристика и др.).
В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь в учреждениях образования необходимо организовать тематические мероприятия (информационные, классные часы, беседы, конкурсы, викторины и др.), включив в их содержание факты, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны.
В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.
Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны осуществлять подбор художественной, документальной литературы и публикаций из периодической печати о государственной символике нашей страны и примерах уважительного отношения к ней.
В библиотеках рекомендуется создать тематические выставки на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь».
3. Использование государственной символики в учреждениях образования
Использование государственных символов в учреждениях образования должно быть направлено на формирование у обучающихся уважения к государственным символам, к личности Главы государства – Президенту Республики Беларусь, олицетворяющему единство нации, обеспечивающему политическую и экономическую стабильность страны.
В учреждениях образования в обязательном порядке оформляются уголки государственной символики (фойе, актовый зал или музей учреждения образования).
Государственная символика должна присутствовать в кабинетах руководителей учреждения, в учебных кабинетах, классах.
В учреждениях образования государственные символы используются при проведении мероприятий республиканских патриотических акций, других торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, тематических воспитательных мероприятий, посвященных государственной символике.
Исполнение Государственного гимна Республики Беларусь является обязательным при проведении следующих мероприятий:
в дни начала и окончания учебного года в учреждениях образования (торжественная линейка, приуроченная к началу учебного года, последний звонок);
при проведении торжественных мероприятий, на которых выпускникам вручаются аттестаты об общем среднем образовании, свидетельства о базовом образовании;
при проведении мероприятий «Посвящение в первоклассники», Посвящение в гимназисты (лицеисты)»;
при проведении мероприятий, приуроченных к государственным праздникам и праздничным дням в Беларуси (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь");
при открытии и закрытии спортивных соревнований в учреждении образования и за его пределами в соответствии с правилами организации этих соревнований;
при проведении мероприятий, посвященных приему в члены ОО «БРПО» и ОО «БРСМ»;
при проведении в учреждениях образования гражданско-патриотической акции «Я гэты край Радзімаю заву», республиканской военно-патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним», республиканского конкурса летописей учреждений образования «Связь времен, традиций, поколений», торжественных мероприятий, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам (День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День Независимости Республики Беларусь и др.);
при проведении воспитательных мероприятий в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: региональных форумов «Молодость. Традиции. Будущее», марафона молодых избирателей «Выбор молодых – наше будущее!», патриотического проекта «Я служу» и др.;
при открытии и закрытии заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам и республиканского конкурса работ исследовательского характера;
при проведении мероприятий со студенческой молодежью: республиканского молодежного форума «Беларусь – это мы!», республиканского праздника «Молодежная столица Республики Беларусь», Республиканского конкурса «Студент года», «Национального студенческого форума» и др.;
при открытии и закрытии смен в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием в летний период.
В учреждениях образования Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться педагогами и учащимися в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных и вокально-инструментальных вариантах. Также могут использоваться аудио- и видеозаписи.
Целесообразно популяризировать у учащейся молодежи и педагогических работников пение Государственного гимна в вокальном и вокально-инструментальном исполнении на торжественных мероприятиях.
Государственный флаг Республики Беларусь используется во время проведения всех мероприятий, указанных выше.
Государственный флаг Республики Беларусь обязательно устанавливается на зданиях учреждений образования.
Список использованных источников
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243-З : – принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.
- Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15.07.2015.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020гг., утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 9 от 22.02.2016.
- Василевич, Г.А. Я – гражданин Республики Беларусь: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования // Г.А. Василевич, В.А. Мельник, В.В. Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Ванина, Н.Н. Янушевич . – Минск РУП «Издательство “Адукацыя і выхаванне”», 2019.
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Педагогам о гражданско-патриотическом воспитании