Актуализация проблемы использования технологий визуализации
для повышения эффективности образовательного процесса
Наталья Александровна Мойсеенко,
директор ГУО «ДЦРР г. Мозыря»
Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. Время диктует необходимость новых подходов и форм профессионального взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим деятельность направлена на поиск эффективных современных средств для реализации данного направления. Одним из таких средств является технология визуализации учебной информации.
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis - воспринимаемый зрительно, наглядно. Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.
Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы и т.п.
Актуальность визуализации в дошкольном образовании, по мнению ученых, связана с принципом наглядности «как одним из наиболее существенных постулатов, лежащих в основе организации образовательного процесса. Визуализация учебного материала, определяющая этот принцип, прошла путь от иллюстрации до моделирования как объект и средство активизации познавательной деятельности» [1мед.работа].
Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство
визуализации и как оно используется. Используя средства технологии визуализации педагог сможет создать оптимальные условия для развития детей раннего и дошкольного возраста, для максимального усвоения содержания учебной программы дошкольного образования, для повышения качества образовательного процесса в учреждении дошкольного образования в целом.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные техники визуализации: таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, скетч, кроссенс, инфографика, кластер, интерактивный плакат и др.
Сегодня мы познакомим вас с теоретическими основами использования технологий визуализации в образовательном процессе и представим практический опыт работы педагогов дошкольного центра по данному направлению.
Используемые источники: