Отдел образования

Детский правовой сайт

Министерство образования

Республики Беларусь

Год качества

Спасатели глазами детей

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

-Правовой форум Беларуси

POMOGUT.BY

Использование технологий визуализации в образовательном процессе

Слайд 1

Использование технологий визуализации

в образовательном процессе

 

   Марина Александровна Бобровская,

   воспитатель-методист

 

В образовательном процессе всегда применяли самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать образовательный процесс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности обучающихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Слайд 2 Схема

Одной из эффективных технологий активизации обучения является метод визуализации. Что же такое визуализция? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т.д.

С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации, такие как: скрайбинг, инфографика, сторителлинг и др.

Слайд 3 Таймлайн

Таймлайн – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени, хороши, когда нужно запомнить этапы посадки растений, распорядок дня, период ожидания какого-либо события, жизненный цикл животного (лягушки, бабочки, человека)  и др.

Слайд 4 Интеллект-карты

         Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.

Понятие интеллект-карты ввёл психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления Тони Бьюзен. Использовать карты ума в работе с детьми предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности  к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps - это предоставление информации в рисунках.

Слайд 5-6 Скрайбинг

Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком.

Скрайбинг – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов прямо во время передачи информации. Цель: донести информацию, сделать её привлекательной для воспитанников, помочь лучше её запомнить и усвоить.

В учреждениях дошкольного образования можно применять такие виды скрайбинга как рисованный, аппликационный, магнитный, онлайн-скрайбинг и видеоскрайбинг.

Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения,  которые соответствуют произносимому тексту.

Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом.  Педагого (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.

При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Слайд 7  Сторителлинг

Сторителлинг – педагогическая техника, построенная на использовании импровизированных историй с определённой структурой и героем. Его цель: захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Истории сторителлинга хороши тем, что позволяют не только объяснить сложный материал простыми словами на конкретных примерах с использованием опорных картинок, но и дает возможность самим детям создавать и рассказывать истории. Придумывать их самостоятельно, а не просто пересказывать чьи-то.

Однако не все рассказы – сторителлинг. Истории должны быть короткими, однозначно трактоваться, пересекаться с жизненным опытом и дополняться качественными визуальными компонентами: презентацией, видео, инфографикой, скрайбингом.

Для детей дошкольного возраста подойдут следующие средства сторителлинга: Кубики историй с простым сюжетом, конверт-доска, карты Проппа, рассказы по картинкам, схемы.

Суть игры «Кубики-историй» в том, что взрослый бросаете кубики на стол и начинаете историю с каких-нибудь слов, например, «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр., нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек  внимание педагога.

Слайд 8 Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных образов (картинок)

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Важным принципом применения инфографики является наглядность, способствующая развитию визуального мышления, в основе которого лежит оперирование наглядными изображениями. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет ещё познавательную, служит инструментом познания.

Инфографика в зависимости от целей обучения может быть статичной, динамической, где используются анимированные элементы, интерактивной, когда предполагается управление одобрением данных. Информация может быть представлена в виде презентации, одностраничной картинки, видеоролик.

Она позволяет формировать у детей целостное представление о предметах, явлениях. С её помощью можно продемонстрировать  соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи. Использование инфографики при рассматривании предметов, явлений, процессов с разных позиций способствует  тому, что дети учатся выделять главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок креативного мышления. Применение инфографики можно использовать как при роботе со всей группой (на интерактивной доске, демонстрационном экране), так индивидуально с отдельным ребёнком (распечатанные листы заданий), в режимных моментах, в различных видах детской деятельности.

Слайд 9 Интерактивный плакат

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счёт использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.

Такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем личные мультимедийные плакаты и предоставляют его в гораздо более наглядной и эффективной форме.

Интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:

- за счёт использования интерактивных элементов вовлечь воспитанников в процесс получения знаний;

- за счёт использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.

         Он не только наглядно продемонстрирует те или другие явления природы, взаимосвязи между объектами, но и даёт детям возможность добывать информацию самостоятельно, оперировать с этой информацией, проверять и закреплять полученные представления. Можно разработать серию интерактивных плакатов и игр, предназначенных для использования на занятиях с детьми дошкольного возраста «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные Севера», «Животные жарких стран» и др.

Интерактивные плакаты способствуют повышению активности и любознательности воспитанников, позволяют дифференцироваться задания для детей с разными индивидуальными особенностями, а так же дают возможность сделать образовательный процесс насыщенным, доступным, интересным.

Слайд 10=1

Современному педагогу необходимо уметь проектировать  занятия с использованием современных средств визуализации, которые не только иллюстрируют учебный материал, но и стимулируют мыслительную и познавательную деятельность воспитанников, развивают красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивают воображение, способствуют раскрытию талантов и самовыражению.

Использованные источники

  1. https://infourok.ru/vizualizaciya-informacii-v-processe-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-4378264.html

 

 

Соседние подразделы:
Программа РРЦ ИТ 27.01.2022
Актуализация проблемы использования технологий визуализации для повышения эффективности образовател

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Заведующий

Мойсеенко Наталья Александровна

Прием граждан:

четверг с 08.00 - 13.00

первая среда месяца с 15.00 - 20.00

Дежурство 

среда с 14.00 - 20.00

номер служебного телефона:

8 0236 24 28 48

Интернет-портал Президента Республики БеларусьРеспублики

Государственные праздники Беларуси

"Не жди белочку - туши окурок!"

Telegram ГУО "Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря"

Молодежь Беларуси